марс и вода

Астрогеологи из Института планетологии в Тусоне (США) обнаружили веские доводы в пользу гипотезы о существовании воды в жидком состоянии в недрах Марса, после того как она исчезла с поверхности. Группа ученых под руководством Джозефа Михалски занимается изучением данных, полученных марсианским зондом Mars Reconnaissance Orbiter. Статья с результатами исследований опубликована в журнале Nature Geoscience.

Считается, что реки, моря и океаны на Марсе существовали 3,5-3,8 млрд лет назад, в Ноеву эпоху. Но размеры и масса планеты слишком малы, чтобы удержать плотную атмосферу, в результате чего исчезла и вода. Во второй половине 2000-х годов зонд MRO обнаружил множество отложений глины с молекулами воды. В 2010 году группа Михалски, анализируя данные MRO по химическому составу пород, обнаружила первые свидетельства существования подземных вод на Марсе.

Выяснилось, что глубокие кратеры Красной планеты содержат следы глины, которая могла возникнуть только с участием грунтовых вод. В частности, в новой работе ученых говорится о глинах из кратера Маклафлина. Они не могли быть сформированы без участия воды, потому что имеют следы солей магния и железа. А такие вещества не могут появиться без участия молекул воды. Следовательно, жизнь могла существовать на Марсе и после постепенного испарения океанов.

По мнению ученых, вода на Марсе могла сохраняться на глубине 2-5 километров в течение миллиардов лет. Состояние почвы было вполне благоприятным для развития бактерий. Поэтому ученые предлагают направить следующий марсоход на дно глубокого кратера. Например, глубина кратера Маклафлина составляет 2 км, и если гипотеза подтвердится, в отложениях глины на его дне могут быть найдены следы воды и жизни.